debug 0507 header1
debug 0507 header2
AUTO.RIA
Приехала «Скорая»: Тест-драйв РАФ-22031-01 Назад

Приехала «Скорая»: Тест-драйв РАФ-22031-01

Спецкор AUTO.RIA вызвал из далекого прошлого еще один ностальгический автомобиль

Казалось бы, хвастаться нечем – если уж оказался в карете «Скорой помощи», значит или здоровьем слаб, или травму заработал по личной безалаберности. Но сейчас все не так: я еду в самом настоящем санитарном РАФе и мне совсем не важно, что там подумают окружающие. Хотя, подозреваю, большинство оглядывающихся людей на тротуарах испытывает приступ острой ностальгии.

Выражение «карета скорой помощи» родилось в незапамятные времена. А формулировка «Рафик скорой помощи» пришло ему на смену в советский период, когда микроавтобусы РАФ составляли процентов девяносто подвижного состава на станциях «Скорой» больших и малых городов. Разве что в нескольких мегаполисах Союза можно было встретить пару каких-нибудь «мерседесовских» реанимобилей, да на окраинах райцентров могли использовать «буханки» УАЗа, не боящиеся сугробов в зимнее время.

Тест-драйв автобуса Ikarus-256: Прикосновение к легенде

Как машина для службы «Скорой помощи» микроавтобус рижского производства был несомненно хорош. Во втором поколении «Латвии» (1976 – 1994) – а это как раз наша модель РАФ-22031 – были учтены недостатки первой версии РАФ-977 (1959 – 1976). Наша машина послерестайлинговая, она относится к одной из самых массовых модификаций РАФ-22031-01. Такие выпускались фабрикой с 1987 года вплоть до прекращения производства «Скорых» в Риге.


«Медицинский» отсек автомобиля вполне просторный и комфортабельный: он отделен от водителя, двери в него ведут широкие, ход машины плавный, динамика по тем временам достаточная как для города, так и для загородных трасс. Надежность этих машин традиционно была на высоте, разве что с долговечностью, как вспоминают старые шоферы, не все было хорошо – кузов «Рафика» быстро расшатывался и требовал ремонта. Впрочем, по официальным нормативам в режиме «Скорой помощи» машина этой модели должна была служить лишь два года, и на этот срок ее хватало. Да и после того автомобиль никто не списывал в утиль: потрепанные «Скорые» ремонтировали, переводили в разряд санитарных, служебных, хозяйственных, персональных и прочих машин. Медицинское прошлое таких экземпляров даже после перекраски выдавали матовые стекла задней части салона.

В прошлое!


Наш экземпляр – из числа поздних версий модели 22031-01, о чем говорит желтый, а не белый цвет кузова. За многие годы его лишь слегка коснулась рука реставратора – таким он родился и таким сохранился. На линии машина совсем не эксплуатировалась, и перед двадцатью годами простоя успела поездить совсем немного в частных руках. Из медицинского оборудования в салоне остались лишь вторые, дополнительные носилки да шкафчики.

Тест-драйв автобуса Ikarus-256: Легенда на ходу

К сожалению, не «дожили» до этих пор основные нескладные носилки с колесиками и удобным погрузочным устройством, нет описанного в заводском мануале кислородного ингалятора, пусты шкафчики для наркозного аппарата, сфигмаманометра и аппарата искусственной вентиляции легких под неожиданным названием «Кокчетав-1». Нет и прочей штатной мелочевки… Зато сам автомобиль сохранился замечательно, а для нас это главное. Начнем знакомство с водительского места.

Впереди всех


Водитель и передний пассажир (обычно это был фельдшер – врачу официально полагалось место рядом с пациентом) сидят «в носу» машины – по бокам от «горба» моторного отсека впереди передней оси. Чтобы сесть за руль, нужно немного изловчиться, но расположиться в конце концов удалось на удивление удобно, ведь втиснутые по бокам мотора сиденья малы только на первый взгляд, по сравнению с габаритами всей машины. Рабочее место водителя выглядит небедно – необъятное пространство, обширное торпедо, стильный и насыщенный шкалами «волговский» щиток приборов. Затрудняюсь найти подходящее сравнение: например, передний отсек современных этому РАФу «бусиков» Volkswagen Transporter T3 кажется более тесным, обжатым.

Обзорность в переднем секторе замечательная, особенно – прямо спереди, кажется, что вот-вот разгляжу носки собственных ботинок. Думал, что позднее, в движении, эта необходимость ехать «без капота» создаст некоторый дискомфорт, но по ходу появились другие, более яркие впечатления.

Мотор под мышкой


Первое дело в микроавтобусе РАФ – правильно расставить ноги по педалям. Второе – найти замок зажигания. Его пристроили между колен, так далеко и низко на рулевой колонке, что найти его – еще полдела: в него надо попасть ключом. Если все это удалось, значит, вы на шаг ближе к перспективе стать водителем в бригаде «Скорой помощи».
Мотор отзывается после короткого ворчания стартера, и тут же вся кабина наполняется ревом. Расположенный прямо между сиденьями обитый поролоном тяжелый металлический капот глушит звук так себе. Мне все время кажется, что 2,4-литровая «четверка» ревет где-то у меня то ли под ухом, то ли под мышкой. Однако, чуть прогрев мотор, убираю подсос. Звук становится тише, и оказывается, что громоздкий и старомодный двигатель очень интересно, живо и даже нервно отзывается на касание акселератора. Ух ты!


Ловлю крупно дрожащий рычаг КПП – он немного смещен назад, но изворачиваться не приходится: легко попадаю в первую передачу и начинаю отпускать длинную педаль сцепления. Ощущения слегка грузовые – вся машина начинает дрожать, приходится «поддать газку», а в ответ РАФ чуть ли не прыгает вперед. Делаю несколько маневров по парковым проездам, и не зря: при резких поворотах то один, то другой угол передка кренится чуть ли не к самой земле, а заодно наклоняется вперед и водитель. Но труднее всего с непривычки рассчитывать траекторию.

Перед глазами – никаких ориентиров, никаких частей машины впереди нет. К тому же управляемые колеса находятся сзади водителя и нужно делать поправку на вынос передка. Хорошо хоть, что руль, несмотря на отсутствие гидроусилителя, в общем-то нетяжелый. Но в расплату за это приходится делать много оборотов баранки, да и управление получается каким-то расхлябанным. Зато первая передача благоприятствует петлянию и вилянию по дворам и переулкам – она настолько длинная, что для включения второй мне понадобилось выехать на оперативный простор. Под громкое щелканье реле поворота мы на «Скорой» неспешно выворачиваем на городскую улицу.

Полукрейсер, полубаржа


На широком проспекте микроавтобус чувствует себя чуть ли не хозяином дороги. Мощно ускоряемся, под навязчивый шум мотора легко держимся в потоке, руль на прямых подправлять почти не приходится. Тормоза не ахти, а мотор тяговитый, знай тащит нас вперед, не обращая внимания на подъемы. Часто переключаться не нужно, ну прямо крейсер и все тут!
После каждой ямы, после каждой асфальтовой волны кузов совершает несколько ощутимых раскачиваний, как большая баржа. Догадываюсь, что к концу рабочей смены можно заработать морскую болезнь, но как же здорово не греметь колесами по каждой трещине, как современные иномарки, а мягко покачиваться на пружинах даже после самых большущих ям! Ценное качество для медицинского транспорта. Специально пересел на часть маршрута в задний салон – тут езда воспринимается еще мягче, и раскачки, как на рабочем месте водителя, нет.


Впрочем, по комфорту есть и серьезные замечания. Так, шум мотора впереди настолько досаждает, что на мало-мальски заметной скорости не дает даже поговорить нормально. Свою лепту в какофонию переднего отсека добавляет вентилятор отопителя, расположенный в ногах у фельдешера. Хорошо, что задний салон можно отгородить от шума, задвинув стеклянные форточки перегородки. Отрадно, что при этом подвеска не издает ни звука, не слышно аккомпанемента и от трансмиссии.

Голос прошлого


Накатавшись, накачавшись и наигравшись с резкой педалью акселератора, на прощанье пощелкал клавишами на торпедо и потолке, я ненарочно огласил окрестности воем двухтональной сирены. Классика, не то что современные «хрипуны» и «крякалки»! Вместе с мигалкой и рацией «Лен» это все – заводская комплектация машины. А напоследок владелец предложил мне попробовать, как захлопывается задняя, торцевая дверь кузова. В отличие от более ранних версий модели, она уже снабжена не торсионами, а газовыми упорами, но суть не в том. Огромная и тяжелая, она захлопывается в одно касание легко и точно, как дверца какого-нибудь современного авто. Вот и верь после этого тем, кто критикует автопром прошлого за грубые конструкции и отсутствие комфорта…

Благодарим музей «Машины времени» за предоставленный для теста автомобиль.

Подпишитесь на рассылку

Получайте первыми новости в удобном формате

Комментарии (12)

Добавить комментарий к статье
Гость | 11:25, 08 апр. 2016

А что по расходу у этого автомобиля?

Гость_22 | 12:53, 08 апр. 2016

Цитата из мануала (Елгава, 1990): "Контрольный расход топлива летом при движении с постоянной скоростью 90 км/ч, не более 11,8 л/100 км". По городу жрал конечно, и 13, и 15 л, но кого тогда, в той стране, расход бензина интересовал...

Александр | 10:02, 10 апр. 2016

Хорошая страна была! И все было!

Паша | 16:31, 17 апр. 2016

зомби

Гость | 16:34, 10 апр. 2016

Та ничего в той стране небыло одной дефицит...

Віталік Кошеля | 21:39, 10 апр. 2016

Какие мы такова и страна

Юрий | 21:42, 14 апр. 2016

Не плохой бусик на то время...Правда безопасности никакой, кузов слабый, не дай Бог на таком в ДТП попасть.

Гость | 22:28, 16 апр. 2016

В нем один существенный минус-отсутствие рамы. Поэтому после нескольких лет езды по нашим дорогам кузов превращается в холодец.

Гость | 12:28, 17 апр. 2016

Не совсем ясно, в чем смысл этого тест-драйва, для кого он имеет ценность?

Иван | 23:10, 18 апр. 2016

Ну, например, я ездил по-моему один раз в РАФе, правда, он был маршруткой, а не скорой. Мне было интересно прочесть. Думаю, так, для общего развития)

Гость | 18:14, 20 апр. 2016

Спасибо большое за небольшой возврат в прошлое.Лет 10 на таких отгонял на скорой.

ДЕЗАНН | 17:20, 26 дек. 2017

У кого есть фотка реле сигналов? Оно переключало составляющие сирены

Добавить комментарий к статье Читать все комментарии (12)
Выбирайте для своего авто
Подобрать

Каталог автосервисов Украины

Смотреть все →

Перевірено людьми