Особенности указа №742
Краткая предыстория: вчера, 29 сентября, появилась информация о блокировании оформления товаров на всех таможнях. Причиной стал указ премьер-министра №742, который изменил механизм оценки таможенной стоимости товара. Фактически, для выполнения планов и увеличения доходов в бюджет, товары стали оценивать по собственным принципам ГФС, игнорируя их реальную стоимость.
Информация была подтверждена главой Одесской ОГА Михаилом Саакашвили и генеральным директором одного из украинских автоимпортеров. Собственно, приостановка оформления партии автомобилей этой компании и стала причиной множества публикаций на эту тему.
Отмена растаможки: Президент ответил на петицию
Рекомендация и только
Через несколько часов на официальном сайте Государственной фискальной службы была опубликована статья я заголовком «ГФС не обязывает, а рекомендует», в которой идет речь как раз об указе №742. Если о содержании статьи кратко – то налоговики сообщают, что указ лишь дает рекомендацию исполнителям органов ГФС более детально подходить к определению таможенной стоимости товаров, и не вводят никаких новых, собственных принципов оценки товаров.
Ближе к вечеру прошедшего вторника, генеральный директор компании-автоимпортера, чьи автомобили, по его информации, были заблокированы на таможне, сообщил, что ситуацию удалось урегулировать, и все автомобили были оформлены по их реальной таможенной стоимости.
Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров и дилеров, на своей Facebook-странице сообщил следующее: «Нет тут зрады! (…) Контроль таможенной стоимости должен быть, заслон контрабандистам должен быть, никто не должен явно занижать таможенную стоимость. (…) Конечно, есть трудности начала активной работы АСАУР (автом. системы анализа и управления рисками), вчера и сегодня помогал членам ВААИД - автоимпортерам провести растаможку. Все автоимпортеры вчера и сегодня все растаможили по ЗАЯВЛЕННОЙ ЦЕНЕ без особых проблем».
По своим местам
Однозначные выводы из этого ряда событий сделать трудно, поскольку недостаточно данных для решения всей сложной формулы этой задачи. Как вариант, ГФС действительно могли принуждать импортеров завышать стоимость своих товаров, но после реакции общественности и распространения информации в СМИ пришлось дать опровержение и внутренний приказ «работать по-старому». Не исключено, что отдельные сотрудники таможенной службы неправильно поняли суть указа №742, и начали его исполнять по собственным правилам. Также следует сказать, что нет подтвержденной информации о том, какие документы на какой товар были предоставлены импортерами, и какую стоимость автомобилей они в них указали. В любом случае, запутанная история получила happy end: автомобили растамаживают как положено, перебоев с поставками у импортеров нет, а значит, все стало на свои места.