debug 0507 header1
debug 0507 header2
AUTO.RIA
Прощаемся с великим Маркионе. Аве, Серджо! Назад

Прощаемся с великим Маркионе. Аве, Серджо!

Чем запомнится босс FCA Серджио Маркионне и какой вклад он сделал в современную автоиндустрию.

25 июля из жизни ушел острый на язык и решительный на действия бизнесмен, ловко жонглирующий 8-ю сотовыми телефонами, гуру автомобильной индустрии сеньор Серджо Маркионне. О нем, пожалуй, слышал даже самый ленивый и далекий от автомобильной тематики человек. А те, кто «в теме», имеют основания без особого преувеличения называть его Юлием Цезарем нашего времени. Если сравнение с римским императором вам показалось слишком претенциозным — не спешите критиковать. Если приглядеться, общего у них куда больше, чем может показаться.

Пришел, увидел, победил

Серджио Маркионе

Будучи человеком не из автомобильного бизнеса, Маркионне в свое время смог стать фактически примером для подражания в индустрии. Но заметили его лишь в 2002 году, когда Серджио занял пост главы швейцарской компании SGS, одного из мировых лидеров в области контроля качества. На момент его прихода компания переживала тяжелые времена, но новый руководитель вытянул SGS из кризиса и за два года увеличил объем чистой прибыли в 2 раза. Этот факт быстро осел в извилинах лучших представителей бизнес-элиты Италии, и Маркионне позвали в Fiat, который тогда пребывал в полумертвом состоянии — и без особых надежд на реабилитацию.

Люблю предательство, ненавижу предателей

Первая трудность, с которой Маркионне столкнулся на посту главы итальянского автопроизводителя, это последствия неудачного союза с корпорацией General Motors, оформленного еще в 2000 году. Имея 20% акций Fiat, GM не собирался налаживать дела итальянцев, а заключать партнерские соглашения с другими компаниями «Фиату» запрещалось. Маркионне нашел в «брачном контракте» лазейку — договор обязывал GM выкупить весь бизнес Fiat.

Маркионне

Маркионне потребовал от американцев выполнить данные условия, что было финансово невозможно. Зато возможен стал «развод»: его оформили 13 февраля 2005 года. При этом Маркионне вынудил GM не только вернуть акции Fiat, но еще и заплатить неустойку в размере 2 миллиардов евро. Проиграв множество битв, но выиграв войну, Fiat смог взять новый старт и в том же году объявил о получении прибыли.

Разделяй и властвуй

Сложно сказать, входило ли мировое господство в планы Маркионне, но ограничивать себя землями Старого Света он точно не собирался. В 2009 году загоготали первые римские гуси о грядущем союзе Fiat и Chrysler. Когда слухи начали обрастать фактами, тогдашний президент США Барак Обама выдвинул Chrysler ультиматум: либо альянс с Fiat, либо больше никаких кредитов.

Chrysler Маркионе

Дяде Сэму такой союз сулил одну сплошную выгоду: трудности Chrysler ложилось на плечи итальянцев, а правительство США могло сосредоточиться на решении проблем еще более проблемной GM. В то же время, союз с Fiat давал «Крайслеру» доступ к экономичным двигателям и компактным платформам, а Fiat получил гигантские производственные мощности и одну из крупнейших дилерских сетей на рынке США. К тому же, на самый «вкусный» рынок мира (на то время) итальянцы мечтали вернуться уже не один год. Так Маркионне возложил свою длань на 20% акций одного из крупнейших автопроизводителей, не потратив при этом ни копейки. И стал императо… ну, в общем, главным.

Рубикон перейден!

Титулов у Маркионне было немногим меньше, чем у римского императора. Серджио стал председателем правления и главным исполнительным директором FCA, главой Ferrari, председателем SGS и CNH Industrial, европейского производителя грузовых автомобилей, автобусов, тракторов и строительных авто. Рулить такой махиной нужно было жестко: он лихо проводил «чистки» менеджеров высшего звена и набирал молодых экспертов.

Прощайте, профессор Хокинг

Неэффективные заводы быстро закрывались, как и нерентабельные проекты. С его руки прекратилось производство Chrysler 200, Dodge Dart и Dodge Viper, когда в 2016 году их продажи начали падать. Фактически Маркионне уничтожил и целый бренд Lancia, существовавший, скорее, в угоду престижу, чем для бизнеса.

Победа зависит от доблести легионов

В то же время, по-настоящему перспективные модели он поддерживал как мог: в 2007-м Маркионне дал «зеленый свет» на производство возрожденного Fiat 500, который впоследствии стал «Европейским автомобилем года». Также Сержио одобрил разработку нескольких моделей Jeep, - например, Renegade, - и поддержал желание Dodge выпустить «фановую» линейку Hellcat.

Маркионе Серджио

Результаты не заставили себя долго ждать: после многолетних убытков FCA полностью ликвидировала свои долги, а в 2017 году чистая прибыль корпорации составила 3,5 млрд евро. В 2018 году фирма смогла полностью рассчитаться с миллиардными долгами. Далее эксперты сулили бренду лишь успех: по мнению «провидцев», на плечах марки Jeep корпорация может утроить свою прибыль к 2022 году.

Лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме

Аналитики и конкуренты часто критиковали руководство FCA за то, что альянс не вкладывает деньги в развитие технологий автопилота, бум которых случился пару лет назад. Даже не самые крупные бренды принимали участие во «флешмобе» и старались сделать свой вклад в концептуальную инициативу.

Без рук: 5 оттенков автопилота

Освоив тактику выжидания, Маркионне без лишних телодвижений заключил контракт с компанией Waymo, которая является лидером среди производителей технологии для беспилотных автомобилей. В мае 2018 года технологический гигант объявил о планах приобрести 62 000 дополнительных микроавтобусов Pacifica Hybrid, чтобы на их основе разработать беспилотники. Далее FCA вступила в переговоры о внедрении технологии самоуправления на некоторых серийных автомобилях. Как оказалось, Маркионне нашел более простой и, главное, дешевый способ подготовиться к встрече с будущим.

Власть усиливается, когда ею пользуются умеренно

Будем честны: современникам Маркионне запомнился не только как провидец и талантливый бизнесмен, но еще и как забавный правдоруб, острый на язык человек, чьи высказывания охотно разбирали на цитаты. Притом, критиковал он не только конкурентов, называя, например, бизнес-модель компании Tesla — полным провалом, но и свою работу. Он буквально призывал жителей США не покупать электрический Fiat 500, так как компания теряла на каждой продаже по 14 000 долларов. Он честно говорил, что машина выводилась на рынок лишь для того, чтобы «вписаться» в корпоративные нормативы выбросов вредных веществ. А Jeep Commander он вовсе называл «непригодным для людей».

Прокладывай себе дорогу силой

Сатира и жесткость часто ходят нога в ногу: Маркионне считали безжалостным лидером, который мог уволить высокопоставленного служащего даже особого уведомления. Зато сам он работал семь дней в неделю и перемещался из Европы в Штаты для управления компаниями практически каждую неделю. Говорят, что во время национальных праздников Маркионне ездил в другие страны, чтобы найти людей, с которыми можно было бы работать вместо «выходных» - или, по крайней мере, вести переговоры. Он мог написать письмо посреди ночи и требовать ответа в течение пяти минут. Одержимый работой, он требовал полной отдачи и от других.

Победители и влюбленные не болеют

Серджо Маркионне не просто поднял с колен Fiat и Chrysler, но и объединил их, создав седьмого по величине автопроизводителя в мире. Изначально в отставку он собирался уйти лишь в апреле следующего года, ибо его конек — совершать невозможное. Но болезнь внесла свои коррективы в его расписание, хоть и не помешала представить план автогиганта на ближайшие 5 лет.

Маркионе

Впрочем, как заметил сам Маркионне на июньской (оказалось - прощальной) презентации этого плана:

«Перед вами не инструкция и не сценарий. FCA — культура лидеров и сотрудников, которые родились из-за невзгод и работают без нот».

Его самого запомнят именно таким.

Подпишитесь на рассылку

Получайте первыми новости в удобном формате

Прокомментируйте первым

Добавить комментарий к статье

Каталог автосервисов Украины

Смотреть все →

Перевірено людьми